Аналитическая записка Горшковой Анастасии Алексеевны

17.01.2024

В настоящее время я работаю воспитателем во второй младшей группе МБДОУ детский сад №283. Общий трудовой стаж 22 года, стаж педагогической работы 15 лет. В работе с детьми реализую образовательную программу дошкольного образования. Главной целью своей работы считаю разностороннее развитие каждого ребёнка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания, стремление научить читать, писать и считать, а вот способность чувствовать, думать и творить и тем самым активно познавать - отходят на второй план. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны, не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка; обладая огромным выбором разных игр и игрушек, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. Но какова сущность этих игрушек, какой посыл могут они дать, какой образ несут они? Если задуматься, многие современные игрушки воспитывают в детях агрессию, стремление к разрушению, искаженное понятие о красоте вообще и о женской красоте в частности, обедняют эмоциональный мир ребенка. Многие родители, к сожалению, не задумываются об этом.

И поэтому для решения этой проблемы , зная, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости - это путь через игру, фантазирование, сочинительство, я обратилась к традициям русского народа.

Наши предки в течении многих поколений внимательно относились к игровому набору детей. Народная игрушка не только предназначалась для игры, она несла в себе и развивающую функцию. Матрешки, русские народные куклы (Пеленашки, Крупенички и другие), свистульки, глиняные игрушки, и игрушки из других материалов, сделанные руками русских мастеров, а зачастую и самих детей, несли в себе позитивный образ мира. Игрушки были забавой, но также они могли научить ребенка полезному. Игрушки способствовали развитию у детей воображению, фантазии, творческому мышлению. Например, у кукол не прорисовывали лицо. Ребенок сам наделял свою куклу тем эмоциональным состоянием, которое подходило по сюжету игры.

Изучив историю народной игрушки и принимая во внимание, что в условиях ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие творческих способностей и познавательной активности у детей для становления креативной и успешной личности, приоритетной в моей работе была тема: «Народная игрушка как средство развития познавательной активности (творческой способности) у дошкольников»

Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего по замыслу и материальному воплощению.

В педагогической литературе творчество -это деятельность, которая порождает качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, имеющее социальное значение, результат деятельности воображения, направленной на воссоздание и трансформирование прошлого опыта, его дополнение за счет продолжения сюжета, развития эпизодов, введения новых персонажей и пр. элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности.

Можно сказать, что творческие способности – деятельность человека, целью которой является создание нового продукта

Поэтому я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо активно развивать познавательный интерес и творческие способности (воображение, креативное мышление, фантазию), которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности.

В работе с детьми я старалась показать развивающие функции народной игрушки, как целостного этнического, культурно - исторического и социально – педагогического феномена. Эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей.

Творческое развитие дошкольника начинается с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в приобщении к общечеловеческим ценностям.

Многие виды творческих заданий способствуют повышению уровня развития воображения, творческого мышления. Использование различных техник способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом, что очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению. Благодаря творческой деятельности дети учились не только воспроизводить различные действия по образцу, но и придумывать свои неповторимые узоры, игрушки. Они научились укладываться в определенное время, оценивать свою работу и работу товарища, доводить начатое до конца, находить нестандартные решения.

В работе я использовала как классические техники изобразительной деятельности, так и инновационные, применяла ИКТ, вела страницу в ВК, создала сайт, где публикую методические разработки, достижения моих воспитанников, свои профессиональные достижения.

Ведущей педагогической идеей в последние 3 года являлось раннее развитие способности к творчеству в дошкольном детстве. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Народная игрушка, обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в старинных народных игрушках новизну и элементы сказочности. В процессе создания данного вида игрушек у детей закреплялись знания эталонов формы и цвета, формировались четкие и достаточно полные представления об истории возникновения народной игрушки, о традициях России, об их роли в жизни.

Основной целью моей работы являлось развитие творческих способностей и познавательной активности дошкольников посредством использования народной игрушки.

Для достижения поставленной цели, необходимо было выполнить следующие задачи:
Образовательные.

• Обогащать и расширять представления детей о народной игрушке.

• Учить различать особенности разных видов народной игрушки.

• Совершенствовать технические навыки при работе с бумагой, красками, пластическими

материалами и соответствующими инструментами.

Развивающие.
• Развивать творческие способности у детей (воображение, творческое мышление,

 фантазию) через знакомство, изготовление и украшение народной игрушки.

• Развивать мелкой моторики.

• Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Воспитательные.
• Воспитывать любовь к народному творчеству, народной игрушке

• Воспитывать любовь к истории и традициям России.

Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной

деятельности в рамках занятий при проведении режимных моментов.

Для успешного решения поставленных задач, мною были определены направления работы:

1.Создание условий для развития творческих способностей (воображения, творческого

мышления, фантазии), познавательной активности

2.Работа с детьми.

3.Работа с педагогами.

4.Работа с родителями.

Для организации развития творческих способностей детей большое внимание уделяла созданию развивающей предметно-пространственной среды, так, чтобы она сама уже выполняла воспитательно-образовательную и развивающую функцию, так как воображение у детей развивается постепенно и основывается на прежнем опыте ребенка,в детском саду с раннего возраста дети знакомятся с народными игрушками: пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушкой.

Мной была собрана коллекция народных игрушек, подобран практический материал, разработаны дидактические игры «Узнай игрушку», «Отгадай Кто это?», «Сложи картинку», «Составь узор по образцу», «Найди пару», «Дорисуй игрушку», «Придумай узор», «Собери картинку из частей», «Найди домик для игрушки», созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступные материалы для творчества, наличие его разных видов, иллюстрации, художественная литература). Для игр и сюрпризных моментов использовала специальные куклы.

В центре художественно – творческого развития ребята работали с различными изобразительными средствами, они научились не только рисовать, лепить и выполнять аппликацию, у них также воспиталась сенсорная культура, активизировался словарь, развивались творческие способности.

Мной были выбраны такие формы работы с детьми, как:

- Рассматривание подлинных народных игрушек, иллюстраций, альбомов.
- Беседы о народных игрушках, о традициях России
- Выставки народных игрушек
- Выставки детских работ
- Просмотр видеосюжетов о народной игрушке
- Дидактические игры «Узнай игрушку», «Отгадай Кто это?», «Сложи картинку»
- Развлечения, народные праздники
- Разучивание стихов, закличек, прибауток
- Сочинение сказок, историй о своих работах

Мной были разработаны и реализованы перспективный планы работы с детьми:

Средняя группа, 4-5 лет.

1. Знакомство с куколками-оберегами из ниток.
2. Изготовление куколок из ниток.
3. Обыгрывание сюжетов с куколками.
4. Изготовление куклы – ляльки из ткани.
5. Выставка куколок, украшение группы.
6. Лепка «дымковская лошадка» из глины.
7. Роспись лошадок.
8. Знакомство с богородской резной игрушкой.
9. Придумывание сказок о богородских игрушках.
10. Раскрашивание раскрасок с богородскими сюжетами.
11. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
12. Знакомство с городецкой росписью.
13. Лепка из пластилина «Городецкий узор».
14. Аппликация «Укрась доску».
15. Рисование красками «Городецкие цветы».
16. Придумай свой городецкий узор (форма и материал по выбору детей).
17. Выставка совместных работ родителей и детей «Городецкие игрушки».
18. Лепка из глины «чайный сервиз для кукол».
19. Раскрашивание сервиза.
20. Лепка из теста «угощение для гостей (тортик)».
21. Сюжетно-ролевая игра «День рождение куклы Ани».
22. Конструирование из бумаги «Масленица (солнышко)».
23. Разучивание стихов и потешек, чтение сказок.
24. Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка».
25. Лепка из глины «Филимоновский медведь».
26. Дидактические игры («составь узор», «найди пару», «дорисуй игрушку», «дорисуй сюжет», «придумай узор», «собери картинку из частей», «найди домик отличия» и т.д.)
27. Игры-драматизации «Колосок», «Три медведя», «Серая шейка»
28. Консультация для родителей «Волшебство совместного творчества с детьми.

Старшая группа, 5-6 лет

1. Конструирование из бумаги «карусель игрушек».

2. Раскрашивание восковыми мелками «Городецкие птицы».

3. Лепка из теста «дымковский индюшок», с последующим раскрашиванием.

4. Знакомство с изразцами (презентация – как украшали русские избы).

5. Украшение избушки (пластилинография).

6. Рисование красками «городецкая избушка».

7. Выставка «русская избушка – для птиц кормушка» (совместных работ детей и родителей).

8. Лепка из пластилина «Полкан-кентавр» (по мотивам каргопольской игрушки).

9. Рисование «придумай игрушку» (по мотивам народных игрушек).

10. «Сине-голубое чудо Гжели» (знакомство с гжельской росписью).

11. Рисование пластилином «гжельские узоры».Хочу такой сайт

12. Лепка «рыбка» из теста.

13. Раскрашивание красками «рыбки» (по мотивам гжельской росписи), составление коллективного панно из рыбок.

14. Придумывание и обыгрывание сказок с гжельскими игрушками.

15. «Куколки-веснянки» из ткани, знакомство с традиционной народной куклой.

16. Изготовление куколок-веснянок в подарок маме.

17. Выставка куколок, изготовленных детьми, совместно с родителями

18. Лепка из глины «Филимоновская барыня».

19. Роспись барыни.

20. Игры-драматизации «Петушок-золотой гребешок», «Золотая рыбка».

21. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей».

 Подготовительная группа, 6-7 лет.

1. Знакомство с хохломской росписью «Золотая хохлома».

2. Аппликация «Хохломской узор».

3. Раскрашивание карандашами раскрасок с хохломским узором.

4. «Укрась ложку» рисование красками хохломских узоров.

5. Лепка из глины «матрешка – лучшая подружка».

6. Раскрашивание матрешек в стиле хохломской росписи, организация выставки.

7. Рисование пластилином «городецкий конь».

8. Рисование красками «городецкий конь».

9. Выставка совместных работ детей и родителей «городецкие сюжеты».

10. Знакомство с жостовской росписью «Жостовский букет».

11. Роспись пластилином «Жостовский поднос».

12. Рисование красками «Подарок маме» по мотивам жостовской росписи.

13. Лепка плоскостная из теста – лошадка.

14. Украшение лошадки жостовской росписью.

15. Лепка из глины по выбору детей «народная игрушка», раскрашивание.

16. Обыгрывание сюжетов с вылепленными игрушками.

17. Выставка детских работ «Глиняные игрушки».

18. Роспись по ткани «Шаль для красавицы-весны».

19. «Подарок для друга» изготовление игрушек из разных материалов, по выбору детей.

20. Лепка из пластилина «Сказочные герои».

21. Обыгрывание сказок.

22. Создание панно «на златом крыльце сидели» (совместно с родителями).

Для развития познавательной активности и творческих способностей у детей дошкольного возраста я выбрала следующие виды деятельности:

Лепка из глины. Данное направление работы помогает расширить представление детей о таком природном материале как глина, о ее природных свойствах, знакомит детей с декоративно-прикладным искусством России, народными промыслами, обогащать и расширять представления детей о народной игрушке, различать особенности разных видов Народной игрушки помогают совершенствовать технические навыки при работе с глиной, и соответствующими инструментами, развитие мелкой моторики, эстетического восприятия, чувства прекрасного. Воспитывают любовь к народному творчеству, народной игрушке, любовь к истории и традициям России, тем самым развивая познавательную активность.

"Бумагопластика". Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция.

"Пластилинография". Понятие "пластилинография" имеет два смысловых корня: первая "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. А "графия" - создавать, изображать. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

"Тестопластика". Данное направление знакомит детей с особым видом декоративно-прикладного искусства - пластикой из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку. К тому же, соленое тесто несет в себе массу положительной энергии.

"Палитра красок". Данное направление знакомит детей с разнообразными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие, которые помогут педагогу всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное "Я" через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

В своей работе я использовала словесные, наглядные, практические методы для того, чтобы знакомство с народной игрушкой проходило интересно и увлекательно для ребят.

- Наглядный (показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом).

- Словесный (беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей. Рассказ – монологическая форма).

- Практический (игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности. Творческие задания).

Формы работы с педагогами. Вела работу с педагогами. Знакомила педагогический коллектив с историей развития народной игрушки. Провела семинар-практикум для педагогов, где коллеги получили практические и теоретические знания о народной игрушке, с удовольствием сами лепили игрушки, расписывали их, создавали свои истории.

Разработала листки-памятки по руководству самостоятельной изобразительной деятельностью детей.

Провела консультацию - диалог на тему: «Роль народной игрушки в развитии детей», подготовила и провела консультацию: «Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение». А также мною были проведены «Мастер-классы» по изготовлению Дымковской игрушки, Филимоновкой игрушки, Русской матрешки.

Формы работы с родителями. Важнейшими условиями успешного творческого развития детей является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.

Родители нашей группы выступали как равные партнеры в образовательном процессе.
Совместно с родителями выпускали праздничные газеты, проводили различные конкурсы, тренинги, мастер-классы, коллективные игры, фотовыставки, выставки совместных творческих работ.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей с народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями способствует развитию творческих способностей и познавательной активности у детей дошкольного возраста, а самое главное – способствует гармоничному разностороннему развитию ребенка в условиях жизни в современном обществе.

Умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую и познавательную активность, не навязывая собственных мнений и вкусов, умение пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость-главная задача современного воспитателя.

Просмотров всего: , сегодня:

Аналитическая записка Воспитатель года 2024.docx (скачать)

Дата создания: 18.01.2024

Дата обновления: 18.01.2024

Дата публикации: 17.01.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».